Финансовая грамотность

Проект "Внедрение модели системы ММЦ для поддержки инфоратизации общего образования"

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области 

"Толмачевская средняя общеобразовательная  школа № 61"

 

Финансовая грамотность

 

Онлайн курс повышения финансовой грамотности. Ссылка на курс: http://course.ncfg.ru/

Бесплатный онлайн курс по финансовой грамотности для взрослой аудитории, включающий: видео-лекции, брошюры и текстовые материалы к каждой теме. По прохождении полной программы курса каждый участник получает диплом.

Задачи курса:

  • предоставление организованного доступа к консолидированной информации (в формате онлайн курса) по финансовой грамотности;

  • проведение информационно-просветительской кампании, направленной на разъяснение важности вопросов финансовой грамотности и безопасности.

Курс прошли учителя начальных классов: Самсонова О.К., Щербова Ю.А

 

 

План работы по направлению "Финансовая грамотность" на 2019-2020 учебный год

 

Родительское собрание

«Финансовая грамотность младших школьников»

9-10 декабря педагоги начальной школы провели родительские собрания, в повестку которых были включены вопросы финансовой грамотности младших школьников.

Цель: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности ребенка.

Задачи: сформировать у родителей понимание об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

 

Видеолекция «Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики»

Педагогам предлагается просмотреть видеолекцию, изучить материал и пройти тестовое задание. При достижении высоких результатов, педагог получает свидетельство.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии. Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики. В рамках видеолекции рассматриваются цели усиления финансовой грамотности в начальной школе; возможности уроков математики в формирования финансовой грамотности учащихся. Приводятся примеры различных видов заданий по формированию финансовой грамотности в курсе математики в 1-4 классах.

План видеолекции:

Часть 1. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности учащихся
Часть 2. Методологические основы формирования финансовой грамотности школьников
Часть 3. Обучение финансовой грамотности в начальной школе
Часть 3.1. Основы финансовой грамотности в курсе математики
Часть 3.2. Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе
Часть 4. Задания по формированию финансовой грамотности в курсе математики в 1-4 классах

 

 

Ссылка на видеолекцию:  https://infourok.ru/webinar/87.html

 

Учитель начальной школы Щербова Ю.А. приняла участие в работе проекта «Инфоурок» и получила свидетельство.

 

Турнир по настольным играм «Финансовая грамотность. Шаги к успеху»  

16 декабря в 3Б классе( Классный руководитель Щербова Ю.А.) прошёл турнир по настольным играм.

Тема: «Финансовая грамотность. Шаги к успеху»

Цель проведения : формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку ко взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов. Мероприятия проводятся в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.

 

Выставка рисунков (1-4 классы). «Я в мире финансов», «Финансы в сказках»

В ноябре 2019 года прошла выставка рисунков с целью вовлечения всех членов семьи в совместную творческую деятельность на тему финансовой грамотности, а также привлечению детей к повышению финансовой грамотности, содействию их творческому самовыражению и личностному развитию.

 
   

 

VI Всероссийская неделя сбережений. Финансовая грамотность в цифровой реальности.

26 октября стартовал онлайн-квест  «Финансовый детектив»

Финансовый детектив - интерактивная онлайн платформа для изучения финансовой грамотности в игровой форме.

Финансовая грамотность - это набор универсальных правил поведения в финансовой сфере. Долой скучные книжки и учебники - проверьте свои умения на практике!

Все желающие  погрузились в увлекательный часовой квест с неожиданной развязкой! Каждый смог применить знания на практике. Все участники получат сертификаты.

Ссылка на квест: https://quest.ncfg.ru/

Организато: Щербова Ю.А.

Участники квеста: педагоги, родители и учащиеся школы.

 

Участники

Статус (педагог,

родители, ученик)

Класс

Артюхина В.В.

Статус: педагог

Щербова Ю.А.

Статус: педагог

Русанова Н.Н.

Статус: педагог

3В, 4В

Демарчук Е.А.

Статус: родители

Трунова Т.А.

Статус: родители

Старцева Т.С.

Статус: родители

Старцев А.В

Статус: родители

Козенок Г.И. (Топ-30 команд)

Статус: родители 

Перепелицына Н.Ю.

Статус: родители

   
 

Творческая студия "Веселые ребята", творческий проект по финансовой грамотности, фильм "Обмен"

Щербова Ю.А. , учитель начальных классов (МКОУ Толмачевская СОШ №61»)

"Как кошка ходила за рыбой" - фильм 2

Опыт реализации курса «Финансовая грамотность» во внеурочной деятельности

Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

          Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

          В 2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

          Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье.

          Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

          Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Последние исследования показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках.

Необходимо знания и навыки в области финансовой грамотности  прививать с детства.  Дети в школах изучают  много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Карманные деньги у детей должны быть. Они должны на личном опыте ощутить ценность денег. Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение,  и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те не стали жертвами финансовых махинаций.

При разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме.

Ожидаемые результаты

          Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

          Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

          деньги, их история, виды, функции;

          семейный бюджет.

Учебники и учебные пособия: методическое пособие для учителя, учебные материалы для учащихся, пособие для родителей, контрольно-измерительные материалы.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

В нашей школе курс реализуется во внеурочной деятельности, программа составлена на 34 часа.

Группа состоит из учеников 2,3,4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Задания практико-ориентированного характера направлены на понимание реальных процессов, происходящих в повседневной жизни.

На занятиях используем следующие  педагогические подходы и технологии:

      Задания проблемного характера предполагают поиск наиболее оптимального варианта решения. (Обмен товарами)

      Практико-ориентированные задания, связанные с повседневными ситуациями. (Поход в магазин)

      Задания-расчёты. (Сделать расчёт самостоятельно, составить задачу для одноклассника)

Задания предлагаем в основном занимательного характера.

      Разработка дизайна банкноты, банковской карты.

      Просмотр мультфильмов о финансовой грамотности.

      Викторины.

      Групповые и парные проекты (Составление кроссвордов, оформление стенгазет)

      Дистанционные марафоны и олимпиады по финансовой грамотности.

      Онлайн-игры

      Составить памятки для друзей и родителей.

      Настольная игра «Монополия»

      Квесты

Ресурсы

1.    http://siu.ranepa.ru/fg/?id=1904 Сибирский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности. Информация о проекте. Методические материалы. Банк методических разработок.

2.    https://fincult.info/podborki/moi-pervye-dengi/ Информация по финансовым вопросам. Онлайн-игра «Тайна потерянной копилки»

3.    www.dni-fg.ru Онлайн-игра

4.    https://fmc.hse.ru/2-3forms Методические материалы. Банк методических разработок.

5. https://vashifinancy.ru/ Финансовая грамотность в школе.  

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»